Долгожданным этот проект назвать нельзя. На основе популярного телесериала уже был снят один полнометражный фильм, не имевший особого успеха. Сейчас, почти десять лет спустя, на триумф и подавно рассчитывать не приходилось. Собственно, так и вышло – уже на второй неделе российского проката «Секретные материалы» были безнадежно задвинуты в тень шумной и агрессивной «Мумией».
На фоне напичканного восточной экзотикой кинокомикса постаревшие агенты Малдер и Скалли выглядят усталыми, разочарованными в жизни и в собственных представлениях о ней пенсионерами.
То есть персонажами малоинтересными.
Чье вы, старичье?
Он живет в уединении, скрываясь от преследований бывших коллег по ФБР, она работает врачом в детской больнице и опекает мальчика с неизлечимой болезнью мозга, которую вопреки мнению консилиума всё-таки пытается победить – он напоминает ей о собственном сыне.
Их мирную жизнь, правда, вроде бы нарушает похищение женщины-агента ФБР, к расследованию которого пытаются посредством Скалли привлечь Малдера.
Но на крутой экшн и красиво нарисованные на компьютере фантастические явления рассчитывать не приходится – за этим надо идти на «Мумию».
Хуже того – не стоит ожидать от новых «Секретных материалов» и нагнетания атмосферы страха, таинственности, загадок, когда за каждым новым поворотом сюжета приоткрывается новая грань истины, а конечная истина по-прежнему остается непостижимой.
Верую, ибо абсурдно
Нынешние «материалы» – даже не фантастический триллер, а самый обычный криминальный, причем средней руки.
В центре событий – поиски уже упомянутой дамы, служившей в ФБР. В параллель им рассказывается о судьбе мальчика, которому единственный шанс на спасение может дать трансплантация стволовых клеток.
Эти две истории, кое-как увязанные между собой (оказывается, агента ФБР похитили «на органы» – хочется сразу сказать: неужели никого другого не нашли, – ну да ладно), не содержат в себе ровным счетом ничего, что могло бы оправдать их присутствие в продукции, выпущенной под брендом «Секретных материалов».
Поскольку если не напустить никакого тумана, то это будет совсем уж откровенный обман поклонников жанра, в фильме присутствует персонаж с «видениями».
Это отлученный от церкви за совращение мальчиков священник-педофил, который пытается помочь фэбээровцам в расследовании.
На самом деле, помощь его минимальна; судя по тому, как идут дела, преступников либо нашли бы и без его консультаций, либо не нашли вовсе, а в фильме он действительно необходим для другого – для бесед о вере.
В том, что для такого рода дискуссий сценаристы выдвинули на первый план именно священника-педофила, есть своя парадоксальная логика, задним числом оправдывающая и похищение агентов ФБР «на органы».
Вопрос, которым задаются авторы фильма, формулируется таким образом: как можно сохранить веру в обстоятельствах, которые каждую секунду ее опровергают?
И неважно, во что эта вера – в Бога, в похитивших сестру Малдера инопланетян или в то, что можно спасти неизлечимо больного ребенка.
Важно, что способность верить во что-либо утрачена в принципе, и повседневная жизнь тому, надо признать, немало поспособствовала: служители Господа не всегда ведут себя достойным образом, больные дети, увы, погибают, а инопланетяне по-прежнему не спешат удостоить землян официальным визитом.
Когда-то поэт Тютчев сказал, что в Россию можно только верить. Философия проекта «Секретные материалы» предполагает распространить эту формулировку и на все прочие явления и сферы жизни, от медицины до религии.
Поверить в то, что дети выздоровеют, преступники будут найдены, инопланетяне вернут похищенных сестер и, может быть, когда-нибудь Бог вновь явит себя миру во плоти.
Хотелось бы верить. Но фильм как-то не убеждает. В новых «Секретных материалах» всё, наоборот, слишком приземленно, рационально.
Интуиция, предчувствия, смутные видения, на которых строится вся «мистическая» линия сюжета, – это слишком мелко.
Особенно на фоне того, как в виргинской глуши, в заснеженной лесной избушке группа не говорящих и даже не понимающих по-английски кустарей-коновалов проводит весьма успешные эксперименты по пересадке человеческих голов.
Вот уж где настоящие чудеса!
После такого «открытия» инопланетяне, похищающие земных девушек, вряд ли кого-нибудь удивили бы – но инопланетян-то как раз в фильме и нет.
Зато есть история о том, как священник растлил 37 мальчиков, один из них, когда вырос, женился на парне-иммигранте из Европы, а когда заболел, супруг повадился похищать девушек, органы которых помогли бы продлить жизнь любимому.
Секрета в этом сюжете особого нет – кто похититель и с какой целью он действует, становится ясно минут через двадцать после начала фильма, остальное время занимают погони и попытки обнаружить избушку для врачебных экспериментов.
В этом, надо признать, чуть-чуть помогают смутные видения священника-расстриги, но в целом это чисто криминальный сюжет, без каких-либо мистических подтекстов.
Единственное, в чем такая история могла бы убедить зрителя, – это в том, что ФБР, как умеет, стоит на страже безопасности граждан США. Да и то с переменным успехом. Тогда как в необходимость борьбы за жизнь ребенка, за правду, за спасение души после этого фильма поверить сложнее, чем в инопланетян.